XVIII "Крымские чтения" РОПИК

ВОСЕМНАДЦАТЫЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ «КРЫМСКИЕ ЧТЕНИЯ» РОПИК
16 марта 2017 г.

16 марта 2017 г. Российское общество по изучению Крыма (РОПИК) провело в очередной раз одно из своих основных мероприятий Историко-краеведческие «Крымские чтения», уже 18-е по счету. «Крымские чтения» проходят 3-4 раза в год в разное время, но дважды в году у них есть постоянная дата - в том числе, это относится к 16 марта. Этот обычный, еще несколько лет назад ничем не выделявшийся среди прочих день, для современной России с 2014 г. приобрел совершенно особое национально-государственное значение и не только стал достоянием современности, но и прочно вошел в историю. Три года назад сложные, полные тревог и надежд дни «Крымской весны» привели к величайшему событию - Общекрымскому Референдуму и, как итог - к возвращению Крыма в Россию, восстановлению не только исторической справедливости, но и исторической закономерности, нарушенной в результате непродуманных решений и тяжких политических и геополитических ошибок, совершенных в недавнем прошлом нашей страны.

Для всех граждан нашего Отечества, для всех тех, кому дорога история Российской державы, ее великое и нелегкое прошлое, кому небезразлично наше будущее, этот день стал неким моментом истины. А для членов РОПИК, подавляющее большинство которых не просто любит, знает и профессионально изучает Крым, но и связано с ним непосредственно на протяжении многих лет жизни, этот день навсегда стал одной из главных дат календаря. Тогда, в 2014 г., члены Общества собрались 27 марта на Девятые «Крымские чтения» , посвященные теме «Крым в истории России», поделились своими впечатлениями, научными соображениями и просто огромной человеческой радостью по поводу только что произошедших событий, обсудили исторические взаимосвязи Крыма и России, вехи общей истории, историко-культурное своеобразие полуострова и пути преодоления почти тридцатилетней оторванности Крыма от России. Советом РОПИК было принято решение сделать 16 марта - День Общекрымского Референдума - постоянной датой проведения «Крымских чтений».

В этом году, организуемые уже в третий раз в день 16 марта, Восемнадцатые «Крымские чтения», прошли в Деловом и культурном центре Республики Крым (ДКЦ РК; Новый Арбат, 36), с которым у РОПИК с 2016 г. установились хорошие партнерские взаимоотношения. (Здесь же Общество провело и предыдущие «Крымские чтения» 28 декабря 2016 г.).

Восемнадцатые чтения, приуроченные к третьей годовщине Общекрымского Референдума, в определенной степени отличались от всех прочих в связи с тем, что организаторы посвятили их 150-летию со дня рождения выдающегося, самобытного крымского фотохудожника, уроженца Владимирского края, Василия Никандровича Сокорнова (1867-1946). В связи с этим замечательным именем главной темой «Крымских чтений» стала проблема «Видовой открытки и фотографии 1900-1930-х гг. в культуре Крыма». Тема русских деятелей, внесших особый вклад в историю и культуру Крыма, традиционна для «Крымских чтений»: целый ряд заседаний посвящался П.И.Губонину, устроителю Гурзуфа, вкладу династии Мальцовых в создание курорта в Симеизе, творчеству выдающегося крымского архитектора Н.П.Краснова и другим. Однако Восемнадцатые чтения отличались тем, что были организованы в расширенном формате, в программу вместо традиционных 1-2 (реже 3) были включены 7 выступлений: 6 докладов, слайд-презентация и сообщение.

В работе Чтений помимо членов Совета РОПИК, крымоведов, приняли участие представители ДКЦ РК, краеведы, историки (всего 35 человек).

Тема документальной крымской открытки, фотографии также уже неоднократно поднималась на «Крымских чтениях». Это и не удивительно, поскольку и фотография, и открытка уже давно рассматриваются специалистами-краеведами и другими исследователями как уникальные исторические источники, содержащие богатейшую информацию о времени, месте, людях, повседневности, о целых ушедших эпохах и многом другом, запечатлевшие для потомков жизнь предыдущих поколений, делающие осязаемыми явления далекого прошлого, сохранившие для нас и для будущего зрительный образ утраченного. Открытка при этом соединяет в себе и визуальную, и текстовую информацию. Причем тексты открытых писем могут дать богатейший диапазон исторического знания: от небольших сентиментальных замечаний и впечатлений автора, раскрывающих его характер, настроения, ощущения, впечатления в момент написания открытки до кратких описаний места, событий, окружающей природы, быта, сюжетов личной и общественной жизни, исторических реалий и многого другого. Интереснейшую историю могут поведать также почтовые штемпели, марки, наклеенные на открытые письма, сами бланки открыток, менявшиеся со временем, содержащие сведения о создавших их фотографах, художниках, издателях и др. Значимость документальной открытки и фотографии давно сделали их предметами коллекционирования и для частных собирателей, и для отечественных музеев и библиотек. Среди членов РОПИК немало тех, кто профессионально занимается изучением и собиранием открыток и чьи обширные коллекции представляют значительный научный интерес. И хотя, как уже было сказано, тема документальной открытки не раз попадала в поле зрения организаторов «Крымских чтений», но это были отдельные сюжеты, комплексному же рассмотрению самого феномена открытки в крымской культуре внимание было уделено впервые.

Восемнадцатые «Крымские чтения» были торжественно открыты вводными выступлениями: словом настоятеля храма Знамения за Петровскими воротами, члена Совета РОПИК протоиерея Александра Трепыхалина, приветственным словом директора ДКЦ РК Я.А.Иванченко, сказавшем о значении воссоединения Крыма с Россией и о перспективах сотрудничества ДКЦ и РОПИК; и вступительным словом председателя РОПИК В.Ф.Козлова «Видовая открытка как исторический источник. Открытки первой трети ХХ в. в контексте истории и культуры Крыма». В.Ф.Козлов не просто коллекционирует открытки в течение уже многих десятилетий, но и является одним из крупнейших специалистов историков-краеведов, изучающих этот самобытный исторический источник.

Первым по программе должен был прозвучать доклад «Жизнь, творчество и наследие В.Н.Сокорнова (1867-1946)», подготовленный одним из главных исследователей жизни и творчества этого крымского фотографа, обладателем обширнейшей коллекции его произведений киевлянином В.Л.Филипповым. По ряду причин непосредственно присутствовать на конференции докладчик не смог, но с ним был установлен так называемый Интернет-мост, который должен был обеспечить и само выступление, и общение В.Л.Филиппова с участниками и гостями Чтений. Однако, к сожалению, техническое повреждение связи в Киеве нарушило эти планы. Но выступление все же прозвучало: В.Ф.Козлов познакомил присутствующих с основными материалами В.Л.Филиппова, посвященными В.Н.Сокорнову и подготовленными автором к печати в очередном номере иллюстрированного историко-краеведческого альманаха «Крымъ», издаваемого РОПИК.

Затем участникам и гостям Чтений была продемонстрирована слайд-презентация (подготовленная А.Г.Смирновой) по открыткам и фотографиям из коллекций В.Л.Филиппова и В.Ф.Козлова, которая наглядно показала разные грани творчества В.Н.Сокорнова, его высокое мастерство фотографа, его художественное, лирическое и глубокое восприятие Крыма. В презентацию были включены работы В.Н.Сокорнова дореволюционного периода, а также 1920-1930-х гг. Сам о себе мастер говорил, что его специальность - «виды Крыма». Он снимал крымскую природу: горы, море, побережье, сосны, кипарисы и др. Его объектив запечатлел дворцы и парки Южного Берега, улицы и отдельные здания, он оставил нам целые серии «Типов крымских татар» с жанровыми сценами, видами татарских деревень и жилищ. В.Н.Сокорнов впервые создал особый крымский фотоколлаж, объединивший памятники, архитектурные ансамбли и цветы, его открытки-коллажи «Приветы из Крыма», «Приветы из Алупки», «Воспоминания о Крыме» и другие расходились по всем уголкам страны. Живя и работая в Алупке, он создал сотни снимков и открыток, посвященных этому городу, сохранил для нас исторический портрет и обаяние современной ему Алупки, уже сильно изменившейся к нашему времени.

Исторической Алупке эпохи Сокорнова, изображенной на старых открытках, был посвящен доклад канд. ист. наук, проф. В.Ф.Козлова, который с помощью демонстрации открыток из свой коллекции, в том числе и работ В.Н.Сокорнова, рассказал о городе в первой трети ХХ в., о его жителях, о формировании городского ансамбля, о многочисленных дачах и пансионах Алупки (многие из которых не сохранились или сильно перестроены ныне), сделавших в начале ХХ в. Алупку одним из красивейших и любимых публикой южнобережных крымских курортов.

Выступление канд. ист. наук, заместителя заведующего отделом изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ) А.Н.Лариной (историка, специалиста в области филокартии, защитившей диссертацию по московской документальной открытке) было посвящено собранию главной российской библиотеки - «Открытки с видами Крыма конца XIX - начала ХХ в. в собрании отдела ИЗО РГБ». А.Н.Ларина продемонстрировала основные виды крымских открыток из библиотечных фондов, многие из которых редко встречаются, и рассказала об истории формирования этого собрания.

Известный крымовед и коллекционер А.А.Путилин (канд. физ-мат. наук) посвятил свой доклад редким открыткам и фотографиям Балаклавы и Севастополя, хранящимся в его коллекции. Присутствовавшие на Чтениях специалисты, знатоки крымской открытки увидели немало интересных, порой уникальных снимков видов этих городов, отдельных памятников, зданий и архитектурных ансамблей, выпущенных на открытках известными дореволюционными фотоателье, а также немецких, французских снимков, сделанных во время оккупации Крыма странами Антанты в 1918-1919 гг.

Зам. председателя РОПИК, представитель НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, специалист по средневековой и военной истории Крыма А.В.Ефимов познакомил собравшихся с ныне забытым (известным лишь специалистам) видом фотоискусства: его доклад назывался «Крым на фотографиях-стереопарах конца XIX - начала ХХ в.». А.В.Ефимов рассказал и об истории появления стереопар, о типологии этих фотоснимков, об их особенностях. Парные фотографические снимки при совмещении в процессе просмотра создают эффект объемности изображения. Это достигается с помощью специального аппарата для просмотра, куда вставляется стереопара. Все присутствующие получили возможность научиться пользоваться таким аппаратом и увидеть Крым, запечатленный на когда-то популярных фотографиях-стереопарах.

В заключение первый зам. председателя РОПИК, канд. ист. наук, доц. А.Г.Смирнова подняла в специальном сообщении проблему сохранения памяти о В.Н.Сокорнове , о мемориализации тех мест, с которыми он был связан. Сегодня имя Сокорнова хорошо известно, пожалуй, только в среде специалистов. Его художественное наследие хранится в музеях (крупнейшим собранием, например, обладает Алупкинский музей) и частных коллекциях, его работы моно увидеть на различных выставках, посвященных крымской теме, в том числе и крымским фотографии и открытке, выпущен каталог одной из таких выставок. И все же для широкой публики это имя остается малоизвестным, а жаль!

В.Н.Сокорнов вписал свою страницу, яркую, самобытную в историю крымской фотографии, в крымскую культуру, его работы - это оставленное нам богатейшее наследие, хранящее память прошлого, запечатлевшее образ Крыма конца XIX - первой трети ХХ в. Надо, чтобы в Алупке появилась мемориальная доска, и любой турист мог прочесть на ней имя Мастера, надо, чтобы среди названий города была улица или переулок В.Н.Сокорнова (а современная городская топонимика вполне позволяет найти корректный и рациональный с исторической, и с любой другой точки зрения, вариант переименования), надо, наконец, чтобы могила фотохудожника на старом городском кладбище, никак специально не обозначенная и более чем скромная по своему оформлению, была известна и горожанам, и гостям Алупки, чтобы приезжая сюда, люди испытывали потребность поклониться праху художника и при этом могли беспрепятственно найти захоронение (что сегодня можно сделать, только заранее примерно зная, в каком месте оно находится). Вообще, то, что участок с захоронением В.Н.Сокорнова сегодня имеет ограду (хоть и самую простейшую), то, что на нем есть крест и маленькая табличка с именем - это заслуга В.Л.Филиппова, в свое время на собственные средства приведшего могилу в аккуратный вид.

Думается, что В.Н.Сокорнов заслужил от своих соотечественников, земляков и не только, некие знаки памяти и почитания. Наверное, на могиле должен появиться может скромный, но все-таки памятник (не просто имя на табличке), достойный Мастера. И здесь очень нужна общественная инициатива, которая вполне сможет воплотиться в жизнь при помощи музейного сообщества и городских властей. Наверное, будет правильно, если и музей, и крымоведческая общественность, в том числе и члены Совета РОПИК, возьмут захоронение фотографа под свою опеку и, помимо всего прочего, могила будет всегда убрана и опрятна, и появится к ней «народная тропа», ныне не существующая не только в возвышенном, но и самом прямом прозаическом смысле. Еще одним важным и нужным начинанием может стать издание альбома фотографий и открытых писем В.Н.Сокорнова. Все эти предложения были поддержаны собравшимися, и члены РОПИК приняли решение обратиться с инициативным письмом к крымчанам: музею и местной власти, чтобы совместными усилиями практически решить поставленные вопросы.

Со своей стороны РОПИК будет продолжать заниматься сокорновской темой и популяризацией творчества и наследия В.Н.Сокорнова. В ближайших планах, как уже говорилось, и публикация в альманахе «Крымъ», и подготовка некоторых других посвященных ему изданий. Обсуждается проект проведения более широкой и представительной конференции, приуроченной к 150-летнему юбилею фотохудожника. Первый же шаг в череде этих важных мероприятий РОПИК уже сделан - им стали Восемнадцатые «Крымские чтения», работа которых, по общему мнению участников и гостей, была плодотворной и интересной как с научной, так и с просветительской точки зрения.