"Крымско-московские встречи 2019" 27 июня 2019 г.



27 июня 2019 г. прошли очередные
«КРЫМСКО-МОСКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ»
Российского общества по изучению Крыма

Российское общество по изучению Крыма (РОПИК), воссозданное в мае 2011 г. и ныне базирующееся при Центре краеведения, москвоведения и крымоведения (ЦКМК) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Института Наследия), с 2016 г., в числе прочих мероприятий, проводит научно-просветительные «Крымско-московские встречи». Цель их - знакомство с интересными людьми, представителями самых разных профессий, занимающимися теми или иными проблемами крымоведения, реализующими проекты, связанные с историей, культурой, наследием Крыма, а также расширение и укрепление связей между крымоведами. Первые«Крымско-московские встречи» прошли в 2016 г. в Высокопетровском монастыре, гостем московских крымоведов стал известный исследователь, автор и издатель книг из Нижней Ореанды (Республика Крым) протоиерей Николай Доненко (ныне владыка Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии). В 2017 г. на «Встречи», организованные РОПИК совместно с Деловым и культурным центром Республики Крым и прошедшие в здании мэрии на Новом Арбате, был приглашен известный историк, крымовед проф. Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского С.Б.Филимонов (Симферополь, Республика Крым).

«Крымско-московские встречи 2019», совместно подготовленные ЦКМК и РОПИК, прошли 27 июня 2019 г. в Доме-музее Ф.И.Шаляпина на Новинском бульваре.

Члены Совета РОПИК и сотрудники ЦКМК встретились с художником, крымоведом, организатором и руководителем большого творческого проекта «Киммерийский пленэр», Заслуженным художником РФ, проф. МГАХИ им. В.И.Сурикова Сергеем Анатольевичем Сиренко (с 2014 г. С.А.Сиренко входит в Совет РОПИК).

«Встречи» состоялись в рамках Выставки произведений живописи участников проекта «Киммерийский пленэр 2013-2018», приуроченной к 5-летию воссоединения Крыма с Россией, которая открылась в Доме-музее Ф.И.Шаляпина 10 июня и продолжится до 5 августа 2019 г.

«Киммерийский пленэр», впервые организованный в 2013 г. - продолжение давних традиций суриковцев, заложенных еще в довоенный период, традиций содружества крымских и московских художников, традиций творческого, художественного освоения и осмысления уникального природного и культурного наследия Крымского полуострова, его богатейшей истории и культуры. В 1930-1940-е гг. преподаватели и студенты Московского института изобразительных искусств (ныне МГАХИ им. В.И.Сурикова) были участниками Козских пленэров (с. Козы, ныне Солнечная Долина в окрестностях Судака и Феодосии), оказавших на творчество их участников большое влияние, ставших, по словам С.А.Сиренко, «весьма заметным и ярким явлением в истории московской школы живописи, отечественного изобразительного искусства». Впервые члены РОПИК услышали о Козских пленэрах в 2014 г. в докладе С.А.Сиренко на Вторых Крымско-московских архивно-краеведческих чтениях (организованных по инициативе РОПИК совместно с Государственным архивом Республики Крым).

В 2013 г. эти творческие традиции были возрождены, и москвичи (преподаватели, студенты, выпускники МГАХИ) и крымские художники, представители феодосийской школы живописи, стали проводить совместный Киммерийский пленэр в Феодосии. Его участниками в разные годы стали художники М.Болдырев, Н.Водолазский, В.Владимиров, В.Залищук, И.Каверзнев, И.Калькутина-Костюченко, В.Ключников, А.Меерсон, А.Мельник, Д.Михайлов, В.Селиверстов, С.Сиренко, А.Сухоборова-Казарина, А.Трохов, В.Флорескул.

По словам организаторов, Киммерийский пленэр - это еще и дань памяти И.К.Айвазовскому (1817-1900), оказавшему огромное влияние на формирование самобытной феодосийской художественной школы. Образы древней и легендарной Киммерии стали неотъемлемой частью творчества многих известных мастеров живописи, среди них К.Ф.Богаевский (1872-1943), М.П.Латри (1875-1942). Особое звучание тема крымской Киммерии получила в поэтическом и художественном творчестве М.А.Волошина (1877-1932), воспевшего эту часть Восточного Крыма в стихах, в том числе в циклах «Киммерийские сумерки» (1906-1909 гг.) и «Киммерийская весна» (1919-1926 гг.). И участники Киммерийского пленэра видят свою задачу в поддержании этих традиций.

По результатам пленэров проходят ежегодные выставки (своеобразные творческие отчеты) в Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского, часть картин пополнила собрание галереи. Произведения участников пленэра экспонируются на различных выставках (Государственная библиотека искусств им. А.П.Боголюбова, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, театр им. М.Н.Ермоловой).

К 5-летию воссоединения Крыма с Россией был приурочен и совместный проект ЦКМК, РОПИК и МГАХИ им. В.И.Сурикова - 16 марта 2019 г. в день Общекрымского Референдума в рамках XXIV Историко-краеведческих «Крымских чтений» в Музейно-выставочном центре Института Наследия «В Палатах на Берсеневке» (в древнем здании палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной) прошла выставка «Крым и его памятники глазами современных художников», где было представлено 31 живописное и 14 графических произведений участников Киммерийского пленэра. Выставка вызвала огромный интерес у крымоведов и не только. За две недели работы ее посетило более 250 человек.

Поэтому не случайно ЦКМК и РОПИК, приняв предложение С.А.Сиренко посетить выставку, открывшуюся в Доме-музее Ф.И.Шаляпина, решили провести «Крымско-московские встречи 2019» именно в рамках этой выставки. С кратким вступительным словом перед членами Совета РОПИК и гостями «Крымско-московских встреч 2019» выступила первый зам. председателя РОПИК, ведущ. научный сотрудник ЦКМК Института Наследия А.Г.Смирнова, сказавшая об истории и значении «Крымско-московских встреч» РОПИК, о теме нынешних «Встреч», об уже сложившемся, очень значимом для РОПИК и ЦКМК тесном сотрудничестве с художниками, участниками Киммерийского пленэра, о важности той работы, которую проводит С.А.Сиренко как член Совета и как организатор пленэра. Далее С.А.Сиренко в своем выступлении рассказал об истории Киммерийских пленэров, об их участниках, о стоящих перед ними задачах, которые вполне успешно реализуются на протяжении, вот, уже 6 лет, и, конечно, о самой выставке.

В Доме-музее Ф.И.Шаляпина экспонируется 79 произведений живописи 15 участников Киммерийского пленэра разных лет. Среди авторов - представители Москвы, Воронежа, Феодосии, Харькова. Их живописные произведения запечатлели памятники Феодосии, Судака, Керчи, Бахчисарая и их окрестностей, отдельных мест Южного берега Крыма, архитектуру древних храмов и крепостей, виды городских улиц, ансамблей, отдельных зданий, природные пейзажи, горные и морские виды. Можно заметить, что географические границы Киммерийского пленэра уже несколько расширили свои исторические рамки и вышли за пределы Восточного Крыма, включив в орбиту творчества художников и Керчь, и Бахчисарай, и Гурзуф.

Разные по манере исполнения, по характеру и настроению полотна, среди которых глубокие лирические пейзажи с архитектурными памятниками Феодосии, Еникале, Бахчисарая С.А.Сиренко, насыщенные яркими красками эмоциональные произведения Ф.Флорескула, пейзажи В.Ключникова, в том числе продолжающие классические традиции И.К.Айвазовского и русской школы маринистов, произведения И.Каверзнева, запечатлевшие неброскую и в то же время удивительную красоту природы Восточного Крыма, и многие другие, очень емко и разнопланово передают художественный образ Крыма, позволяют ощутить все богатство его культурного и природного наследия, почувствовать его великую притягательную силу.

Можно также отметить, что место проведения выставки - залы Дома-музея Ф.И.Шаляпина - необычайно созвучно содержанию живописных произведений. Об этом говорил и С.А.Сиренко, это особо подчеркнул и председатель РОПИК, ведущ. научный сотрудник - руководитель ЦКМК Института Наследия В.Ф.Козлов в ходе обмена мнениями после знакомства с выставкой. Он напомнил, что Ф.И.Шаляпин принадлежит к тому кругу русской художественной интеллигенции (А.П.Чехов, К.А.Коровин и многие другие), которая была органично связана с Крымом. В Гурзуфе Ф.И.Шаляпин собирался построить дачу, но этим планам помешала революция 1917 г. И то, что посетителей выставки при знакомстве с творчеством участников Киммерийского пленэра тихим фоном сопровождают музыкальные произведения в исполнении великого мастера, еще более усиливает настроение и эффект восприятия живописи.

В ходе обмена впечатлениями выступили член Совета РОПИК Б.В.Арсеньев, член РОПИК О.Н.Иевлева. Участники «Встреч» выразили большую благодарность С.А.Сиренко и за его труд по организации Киммерийского пленэра и различных выставок, и за его активную работу в Совете РОПИК, и, конечно же, за его творчество, пожелали дальнейших успехов всем художникам, участникам проекта.

Были высказаны предложения о дальнейшем сотрудничестве ЦКМК, РОПИК и участников Киммерийского пленэра, о поиске новых форм этого сотрудничества, о новых выставочных проектах на базе ЦКМК и Музейно-выставочного центра Института Наследия «В Палатах на Берсеневке».

В ближайших же планах участников проекта - переезд выставки в Керчь, где она откроется уже в августе этого года, и очередной сезон Киммерийского пленэра в сентябре.