Краеведение Москвы и Подмосковья

О ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЕНИИ И НЕМНОЖКО О ПАТРИОТИЗМЕ

12 апреля, в День космонавтики, в подмосковном наукограде Черноголовка прошел V Московский областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности "Юный исследователь". Конкурс проводился Министерством образования Московской области при поддержке Черноголовской администрации, Президиума Научного центра Черноголовка, Института содержания и методов обучения РАО, Центра развития творчества детей и юношества Московской области.. Участниками областного конкурса стали победители муниципальных научных конкурсов и конференций. Принимающей стороной был Центр дополнительного образования "Импульс", в составе которого много лет работает черноголовская Малая академия наук (МАН). Главной фигурой всего мероприятия была, несомненно, Г.Г. Григорьева, руководитель этой Малой академии, педагог с большим стажем работы, как в школьном, основном, так и в дополнительном образовании, в том числе в детском скаутском движении. Обширные и удобные помещения гостеприимно предоставила средняя школа №82 им. Ф.И. Дубовицкого.

Теперь более конкретно. Среди многочисленных секций этого мероприятия была и секция краеведения. Некоторыми мыслями по поводу ее работы и нашего школьного краеведения вообще мне и хотелось бы поделиться. В письменном виде на Конкурс было представлено 11 ученических работ (3 - из Зарайска, 3 - из Дубны, 2 - из Шатуры, по одной из Ногинска, Черноголовки, Долгопрудного), заслушено - несколько меньше. Уровень оформления и наполнения содержанием у всех был весьма приличный, презентации тоже были на современном уровне. Другое дело, что не все доклады можно было назвать полностью краеведческими, не во всех было достаточно исследовательского элемента, выводы не всегда точно соответствовали содержанию, тем не менее - это действительно достойные работы, прошедшие уже городские конкурсы.

Экспертная комиссия состояла из трех человек: председатель - учитель истории, один из руководителей МАН М.В. Холодович, члены - краеведы Н.Н. Волкова и М.С. Дроздов, научные сотрудники Черноголовского центра РАН. Работали дружно, выставляли свои оценки по отдельности, но оказалось, что мнения всех оказались близкими. Исходили из того, что в каждой краеведческой работе должно быть маленькое, но открытие и что-то такое, чего еще никто не делал. К сожалению, по опыту прошлых лет и разнообразных других конкурсов и конференций, приходится констатировать, что частенько работы школьников - это "передранный", чаще всего без всякого критического осмысления, материал, причем из известных источников и совершенно без чего-то СВОЕГО. За это СВОЁ мы и оценивали работы. После обсуждения было решено присудить два первых места, одно второе и одно третье.

Вот они, герои 2014 года:

Зинина Алина(г.Шатура, 11 класс) "Восстановленные страницы истории Максимовского торфопредприятия и рабочего поселка Максимовское болото". Алиной проведено настоящее, многолетнее исследование о бывшем поселке, которого больше нет, с привлечением многих источников, непосредственным исследованием места и т.д. И еще, что важно у нее и практически не встречается в подобных случаях - это дневник (журнал) исследований: что и когда сделано.

Овечкина Аня и Большева Аня (г.Черноголовка, 10 класс) представили также обширный труд "Ногинское педагогическое училище и учителя черноголовской округи, его окончившие". Таких учителей оказалось немало, интервью с ними и составили основное содержание хорошей работы.

Орлова Ангелина (г.Зарайск), выполняя свою работу "Улица Красноармейская", говорила со старыми людьми на улице, изучала книжки, фотографировала дома, систематизировала материал. Хоть и употребляла в тексте Ангелина не совсем, наверное, понятные для 12-ти ее лет слова, выступила она очень неплохо, хорошо отвечала на вопросы и, похоже, не оставила равнодушным никого из сидящих в аудитории. Ты толковая девочка, Ангелина, обязательно продолжай свои поиски! На твоей улице много интересных домов, есть наверняка и такие, по твоим же словам, про которые можно тоже целую работу написать!

Был отмечен и доклад Дмитриева Арсения (г.Дубна), посвященный дьяковской археологической культуре, дьяковцам, их возможным связям со славянами. Тема, конечно, очень сложная и неисследованная во многом, но роль сыграло то, что автор сам участвовал в раскопках, он же сделал модель жилища дьяковцев, весьма наглядную.

Заинтересовало сообщение Сибиряковой Александры, тоже из Дубны, о модной нынче игре-поиске "Геокешинг". Здесь у нас возник вопрос: как сделать (кто-то уже, возможно ,и умеет?) эту игру еще и полноценным методом краеведения, а то, даже, и реальной помощи многим нашим историческим памятникам, находящимся в ужасном состоянии?

Из тех работ, что не были доложены, мне лично понравились исследования Иры Широкиной из Дубны (СЮТур) и Иры Тимошиной из Ногинска (тоже СЮТур). Первая из них называлась "Реестр памятников и мемориальных досок г.Дубна". Это, как кажется, то самое, что очень под силу ребятам-школьникам, что очень познавательно и полезно - и для них, и всех горожан и гостей города. Такие справочники должны бы быть в каждом городе. Вторая работа "Душа вещей" посвящена истории одного экспоната в музее Ногинской станции юных туристов - косынке, связанной когда-то крестьянской девушкой к своей свадьбе. В ней восстановлена не только судьба косынки, но судьба семьи, нескольких поколений, даже небольшое генеалогическое древо построено. История людей, связанных с этим платком, тесно связана с историй Богородского края да и всей нашей страны.

Из докладов видно, что во многих школах музеи живы. Манаширов Игорь из Долгопрудного приготовил для историко-краеведческого музея своей школы №1 буклет "Юсуповы. История и легенды", а Комарова Юля из Шатуры - буклет "Ей рукоплескала вся Европа" (о рекордсменке мира Н.И. Мартыненко). То же самое сделали и многие другие участники Конкурса, как правило, свои полные работы также передавшие в музеи своих школ и городов. Слава Богу, что школьные музеи, с которыми одно время не церемонились, все-таки целы во многих местах. Слава и тем нашим учителям-"хранителям вечности", что их сохранили, отстояли и продолжают пополнять.

Обращает на себя внимание, что в этот, по крайней мере, раз весьма активны юные краеведы (и их руководители) из Дубны и Зарайска. Надо поблагодарить юных исследователей. Надо поблагодарить, конечно, и их руководителей, как правило - учителей (и далеко не всегда учителей истории или географии, а и английского языка, и литературы, а то и совсем негуманитарных предметов). Кстати об учителях. Из разговоров, нынешних и прежних, можно понять, что часто краеведением в школах и школьными музеями занимаются учителя, люди самоотверженные, любящие это дело, но совершенно неподготовленные в профессиональном отношении, желающие повысить свой уровень в краеведении, но не знающие, как и где это сделать. Может, Министерство образования вместе с ИАИ РГГУ такие курсы организует?

Ну и что хотелось бы сказать в заключение? Школьное краеведение живо! Да, оно не всегда достаточно высокого уровня, даже с учетом возраста. Да, не всегда школьникам даются посильные для самостоятельного выполнения задачи, чтобы они сами узнавали что-то новое, разыскивали, разведывали, не переписывая из путеводителей, и чтобы задания эти непременно имели социальное значение, приносили пользу для них, для школы, для села, для города. Да, в работах школьников часто слишком чувствуется рука учителя, руководителя, это есть. Да, сочинения ребят частенько представляют собой компиляции тех материалов, которые хорошо известны взрослым краеведам. Но даже при всех недостатках, при всех издержках, ошибках, надо всячески поддерживать работу школьников-краеведов, их кружков, объединений, одиночек, всех. Даже если труды их в чем-то примитивны - даже в этом случае, их надо поддерживать, мягко критиковать, направлять и помогать. Любовь, интерес к своему краю - основа и большого общероссийского патриотизма. Мы четверть века растим граждан мира, но не своей страны, последствия этого всем видны.

В идеале же - помечтаем! - каждая школа должна гордиться своим музеем - центром краеведческой работы. Школьники вполне могут, и даже досконально, изучить историю (особенно последнего века) той улицы, того квартала, района города, села, в которых их школы находятся. В музейных экспонатах, в исследованиях ребят отразятся результаты, находки походов по родному краю, маленькие, но открытия, сделанные в экспедициях, раскопках, в беседах со старыми людьми, при изучении письменных источников и пр. и пр. Правда, для этого в стране нашей должен быть высоко поднят интерес к этой самой стране, к нашей России, должен быть культ патриотизма, гордости за свою нелегкую, но и славную во многом историю. А для этого, правда, государство должно быть государством нашего великого когда-то и, я уверен, возрождающегося народа, а не олигархов с множественным гражданством, часто и откровенных наших врагов. Деморализованный же, забитый, затюканный, зомбированный народ ничего свершить не сможет, он может только приспосабливаться и тихо помирать. Без патриотизма, без общей Идеи мы не вылезем из страшной, очень глубокой ямы! Вот какие мысли родились на конкурсе обычных, вроде, школьных работ.

М.Дроздов краевед, член Совета СКР, эксперт V Московского областного конкурса "Юный исследователь"


Предыдущая страница: Отчётно-выборная конференция МКО
Следущая страница: Конференции