Козлов В.Ф. "Пастырь-труженик-мученик" (о протоиерее Н.А.Скворцове (1861-1917) к 100-летию гибели)




канд. ист. наук, проф. В.Ф.Козлов
Пастырь-труженик-мученик
К 100-летию со дня блаженной кончины протоиерея Николая Алексеевича Скворцова (1861-1917) -
церковно-общественного деятеля и ученого-москвоведа


100 лет назад 15 (28 по н.с.) июня 1917 г. грабителями был убит настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище протоиерей Николай Скворцов. Отца Николая, известного историка, исследователя, педагога, общественного деятеля, хорошо знали в православной Москве. Это событие всколыхнуло всю православную Москву, в «Московском церковном голосе» - главной московской церковной газете, в некрологе говорилось: «Поистине мученическая кончина! В лице почившего погибла великая культурная сила, один из лучших представителей московского духовенства, неутомимый труженик церкви и науки…»(1917. №24).

Н.А.Скворцов был законоучителем и заведующим церковно-приходскими школами (1889-1914), наблюдателем церковно-приходских школ 2-го отдела Никитского сорока (1894-1896), членом ревизионной комиссии Кирилло-Мефодиевского братства, Комитета для историко-статистического описания Московской епархии (1896) и редакции Комиссии по составлению этого описания (1896), Комитета архива Московской духовной консистории (с 1896), Комитета по описанию Синодальной (Патриаршей) ризницы (с 1909), преподавателем Московского археологического института (МАИ) по кафедре истории и топографии Москвы (с 1912), председателем Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения (ЦАО ОЛДП; с 1909).

Н.А.Скворцов родился 2 декабря 1861 г. в семье псаломщика храма Введения на Лубянке Алексея Александровича Скворцова. Храм был связан с важными московскими историческими событиями: во время Смуты в 1611 г. близ него происходили ожесточенные бои русского ополчения с поляками. Его прихожанином был князь Дмитрий Пожарский (его дом стоял напротив храма), и, неслучайно, в послесмутные годы здесь находился образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Возможно, овеянный историческими преданиями храм и историческая местность повлияли на зарождение у юноши интереса к церковной истории.

После смерти отца в 1870 г., его вдова, мать Н.А.Скворцова, Анна Андреевна, оставшись с четырьмя малолетними детьми, устроилась в церковный приют в подмосковном селе Остров близ Николо-Угрешского монастыря. Десятилетнего Николая отдали в монастырское Перервинское духовное училище, после окончания которого в 1876 г. он поступил в Московскую духовную семинарию. Затем с 1883 г. Н.А.Скворцов 4 года обучался в Московской духовной академии и закончил ее со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по проблематике Ветхого Завета.Н.А.Скворцов также закончил курс Московского археологического института (МАИ; образован в 1907 г.) со званием ученого-археолога 13 декабря 1909 г.

Женился Николай Алексеевич на Евгении Михайловне Пятикрестовской - дочери диакона, а затем и священника московского храма Космы и Дамиана на Покровке (этой семье был уготован трагический путь: Е.М.Скворцова разделила мученическую кончину со своим супругом, а два ее брата прошли горнила репрессий: в 1938 г. Александр Михайлович, священник московского храма Спаса в Спасской, был расстрелян, а Константин Михайлович, настоятель Введенского храма в г. Дмитрове, умер в заключении, и причислен к лику святых в 2000 г.)

В 1887 г. Н.А.Скворцов был рукоположен во иерея и определен на первое место своего служения: в Тихвинскую церковь в Лужниках (за Новодевичьим монастырем). Приход храма был небольшим и бедным. О. Николай у себя дома вел занятия церковно-приходской школы. Здесь был написан первый научный труд Николая Алексеевича, посвященный истории Тихвинской церкви «Московская Тихвинская, что в Малых Лужниках за Новодевичьим монастырем церковь: Ист. описание», в 1893 г. работа была опубликована в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских» (ЧОИДР), а также вышла отдельным оттиском.

Что побудило молодого священника обратиться к церковно-историческим изысканиям, неизвестно. Но его первая публикация на эту тему пришлась на годы, когда церковная общественность Москвы проявляла большой интерес к истории православных святынь, в 1870-1880-х гг. ряд московских храмов уже имел свои напечатанные «историко-статистические и археологические описания». В этом главная заслуга принадлежала сотрудникам Московского Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП), организованного в 1863 г. по инициативе московского митрополита Филарета (Дроздова). ОЛДП, объединявшее многих известных церковных и светских деятелей, проводило обширную просветительскую и научную работу, на заседаниях часто звучали доклады и рефераты, посвященные истории московских храмов и монастырей, иконографии, замечательным священнослужителям. Эти материалы публиковались на страницах издаваемых Обществом газеты «Московские епархиальные (с 1880 г. - Церковные) ведомости» и журнала «Чтения Общества любителей духовного просвещения» (ЧОЛДП).

В конце 1889 г. ОЛДП учредило Комитет по урегулированию работ по составлению и изданию историко-статистического описания церквей и приходов Московской епархии в составе известных церковных историков М.С.Боголюбского (председатель), В.И. и Г.И.Холмогоровых, И.Ф.Токмакова, В.Ф.Руднева, Н.А.Соловьева, Д.М.Струкова, Н.А.Копьева (секретарь) . К работе в архивах был привлечен Н.А.Скворцов по инициативе председателя протоиерея М.С.Боголюбского. Эта совершенно новая в церковной историографии тема приковала внимание начинающего церковного историка почти на полтора десятилетия и стала главной в его научной биографии.

В марте 1892 г. Н.А.Скворцов был переведн настоятелем в храм св. Георгия Победоносца на Красной горке (храм уничтожен). О. Николай служил здесь более 20 лет, написал и издал в 1904 г. исторический очерк об этом храме «Церковь св. великомученика Георгия на Красной Горке». Настоятелем Георгиевского храма Н.А.Скворцов оставался до 1914 г. и именно в этот период им были написаны почти все главные труды по уничтоженным храмам.

В 1893 г. в №6 «Русского архива» была напечатана небольшая статья автора, скрывавшегося под инициалами В.К., «Плач церквей московских», в которой довольно смело критиковалось современное отношение общества к древним православным храмам, страдающим от урбанизации, от застроек, пристроек. В том числе, упоминался и храм св. Георгия на Красной горке. Краткое послесловие к статье написал Николай Алексеевич, в нем он приводил примеры небрежения к древности православных церквей в более раннее время: «Стеснение церквей в наше время (время упадка веры и благочестия), неудиви-тельно. Более поражает то явление, что и прежде, когда сильнее была вера, когда глубже было в сердцах уважение к храмам, эти последние терпели очень часто различные утеснения». Однако наряду с этими утеснениями, которые Н.А.Скворцов называет «поправимыми» (чаще все-таки светские и церковные власти в конце концов принимали решение в пользу древнего храма), было гораздо худшее зло: «… был другой вид утеснения храмов, и зло, им причиненное, непоправимо. Это совершенное уничтожение храмов. История его весьма любопытна, и мы надеемся представить ее в ряде очерков». Авторство статьи «Плач церквей московских» не установлено, есть разные предположения. Но, не исключено, что автором статьи был сам Н.А.Скворцов, в силу своего положения он не мог открыто критиковать действия епархиального начальства, имевшего отношение к «утеснению» храмов. Зато он в послесловии критиковал действия церковных властей прошлых веков (тем более в поздних своих публикациях Скворцов почти дословно повторяет тексты статьи, подписанной «В.К.»).

Как и обещал автор послесловия, вскоре, в августовском и сентябрьском номерах «Русского архива» за тот же 1893 г. появилась его большая публикация «Московский Кремль. Упраздненные монастыри, соборы, церкви и подворья в Кремле» (№8). Исчезнувшие и упраздненные храмы стали объектом исследования Н.А.Скворцова, заметившего, что эти памятники представляют лишь «менее половины количества храмов, существовавших в Кремле в старину». Было написано и опубликовано 32 документальных очерка, опирающихся на солидную источниковую базу: документы архива Московской Синодальной конторы, труды И.Е.Забелина, П.М.Строева, печатные сборники документов.

По сведениям Н.А.Скворцова из 32 уничтоженных кремлевских храмов 7 исчезло в допетровскую эпоху, 18 в XVIII в., а 9 - в XIX в. (подсчеты наши). Boт какими словами заключает Н.А.Скворцов свой труд: «Все упраздненные в Кремле церкви построены не позже конца XVII века, пока мыслию жить под Божиим кровом проникнуты были все от высших до низших. Новые чуждые влияния с конца XVII века изменили эту благочестивую настроенность. В XVIII веке в Кремле вновь построена только одна церковь (Благовещенская на Житном дворе), в XIX веке не построено ни одной. На месте старого воздвигалось новое: места церквей заняли арсенал, казармы, здание Окружного суда, образовались площади». Н.А.Скворцов предложил ставить на местах исчезнувших церквей памятники или иконы с надписью, как иногда это делалось до Петра I.

В 1895 г. в «Московских церковных ведомостях» (МЦВ) появилось продолжение - об уничтоженных церквах Китай-города (№26, 29, 33, 46). Всего за несколько лет было опубликовано 40 отдельных описаний уничтоженных по разным причинам монастырских, приходских и домовых храмов Китай-города сороков Пречистенского (1896), Никитского (1896), Сретенского (1897), Ивановского (1898). Подавляющая часть сносов пришлась на конец XVII - первую половину XIX в. (35 храмов) и лишь 4 - на более раннюю эпоху. Публикует Н.А.Скворцов и серию описаний церквей Подмосковья по Богородскому (1901), Московскому (1902-1905), Серпуховскому (1906) уездам Московской губернии. Уникальным было и то, что автор использовал материалы архивов. В описании уничтоженных монастырей и церквей по сорокам Н.А.Скворцов придерживается топографического принципа.

В очерке «Уничтоженные церкви в местности Никитского сорока» о. Николай писал: «Вступая на Никитскую улицу от Кремля, мы видим на правой стороне так называемое старое здание Университета. В былое время здесь существовали две церкви: Дионисии Ареопагита (снесена в 1791 г.- В.К.), Леонтия Ростовского (снесена в 1793 г. - В.К.). Они снесены для расширения Университета. У Никитских ворот до самого почти конца прошлого столетия стояла церковь Иоанна Предтечи (снесена в 1818 г. - В.К.). Между Никитской и Тверской была церковь Елисея пророка (снесена в 1818 г. - В.К.), построенная царем Михаилом Феодоровичем. По Тверской уничтожено два монастыря: Моисеевский женский и Воскресенский Высоцкий мужской и три приходские церкви - Илии пророка (снесена в 1817 г. - В.К.), Преображения Господня (снесена в 1789 г. - В.К.) и Василия Кесарийского (снесена в 1816 г. - В.К.). На Дмитровке нет древней церкви Воскресения Христова в Скоморошках (снесена в 1816 г. - В.К.). На Петровке не видим трех церквей: Анастасии Узорешительницы (снесена в 1793 г. - В.К.), Преображения Господня в Копье (снесена в 1817 г - В.К.), Воскресения Христа у Ст. Богаделен (снесена и 1816 г. - В.К.). К этому присоединяется длинный ряд домовых церквей, существовавших прежде в приходах настоящего времени» (МЦВ. 1897. №8). Скворцоввсегда пытался выяснить вопрос об обстоятельствах, мотивах и, наконец, целесообразности уничтожения того или иного православного храма. Так, древние храмы Дионисия Ареопагита и Леонтия Ростовского были сломаны по просьбе директора университета П.И.Фонвизина. Почин на уничтожение храма древнего Моисеевского монастыря принадлежит московскому главнокомандующему П.Д.Еропкину и был поддержан митрополитом Платоном в 1787 г. Замечательную церковь Илии пророка на Тверской разобрали по указу Консистории в 1817 г. Н.А.Скворцов сообщает, что в соседних храмах можно найти перенесенные из снесенного храма древнее Евангелие, иконы, церковную утварь. Он обращает внимание на то, что на месте престола Ильинской церкви была поставлена каменная памятная колонка с крестом и иконой св. пророка Илии.

Историк тщательно выявляет все сведения и о местах, где находились храмы, и о приделах существующих храмов, названных по имени исчезнувшей святыни. Москва в скворцовских очерках - это град, стоящий на месте многих снесенных церквей, кладбищ. Читая очерки, ясно представляешь, что здесь каждая пядь земли овеяна историческими преданиями.

В течение полутора десятилетий о. Николай Скворцов каждые 2-4 недели публиковал выверенные, основанные на архивных источниках серии очерков об уничтоженных храмах Москвы и Московской губернии. Как это ему удавалось делать, остается только удивляться. Ведь в конце XIX - начале ХХ в. добыть архивную информацию было во много крат тяжелее, чем сейчас. Ни о каких описях или других указателях, к которым привыкли современные исследователи, речи тогда не было, да и сами хранилища архивов не имели нечего общего с современными читальными залами. Упомянем еще и очень внушительный объем священнических и педагогических обязанностей о. Николая, а также его работу над монографиями по истории отдельных московских храмов, которую он, видимо, выполнял на гонорарной основе. В 1898 г. Н.А.Скворцов издает большой 214-страничный труд «Храм Рождества Христова в Кудрине».

В церковных научно-общественных кругах Н.А.Скворцов стал заметной фигурой. На заседании историко-археологического отдела ОЛДП 11 декабря 1896 г. в зале Епархиальной библиотеки, было решено активизировать работу Комитета для историко-статистического описания Московской епархии, сосредоточившись, прежде всего, на подготовке к печати сведений о московских соборах, монастырях, церквах. За Н.А.Скворцовым закрепили часть храмов Сретенского сорока.

Именно работа в ОЛДП стала для Николая Алексеевича главным делом последних двух десятилетий его жизни. В 1900 г. путем слияния двух отделов был образован Церковно-археологический отдел (ЦАО), вскоре ставший центром по изучению истории церквей и монастырей Московской епархии. В него вошли, самые, пожалуй, известные церковные историки. Первым председателем отдела стал историк, протоиерей кремлевского Благовещенского собора Н.Д.Извеков, товарищем (заместителем) председателя - видный специалист по древнерусской живописи А.И.Успенский. Сорокалетний Н.А.Скворцов был избран казначеем ЦАО, а 14 ноября 1908 г. стал его председателем.

По воспоминаниям современников, Николай Алексеевич отдавал ЦАО «…все свое время, силы и способности, стараясь поставить на должную высоту в Московской епархии церковно-археологическое дело». «При своих обширных познаниях по археологии умел он и передать их в своих рефератах на собраниях Отдела, вдохновляя своих сотрудников на дальнейшую работу в области археологии, соединяя ее вопросы с задачами современности» (протоиерей Н.И.Соколов - товарищ председателя ЦАО).

В 1902 г. но инициативе членов ЦАО была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. Она продолжила деятельность ОЛДП по описанию московских храмов и издала за 10 лет четыре больших тома с иллюстрациями. Н.А.Скворцовым на страницах «Трудов» этой Комиссии были опубликованы описания храма св. Георгия на Красной горке, а также церкви св. Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной (1904). В начале ХХ в. он продолжил работу над составлением и публикацией в виде отдельных книг описаний московских церквей: Рождества Христова в Кудрине (1898), св. Николая Чудотворца в Голутвине (1903), Николаевской в Куракинской богадельне (1904), Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами (1911).

В 1906 г. в МЦВ были напечатаны очерки об уничтоженных церквах Серпуховского уезда (№6, 7, 8), а в личном архиве Н.А.Скворцова (НИОР РГБ. Ф.275) хранятся неопубликованные комплексы его черновых рукописей по «Существующим и уничтоженным церквам» уездов: Бронницкого (155 л.), Волоколамского (121 л.), Рузского (154 л.) и др.

Сам Н.А.Скворцов писал: «Много мы читаем и мало думаем. Сейчас мне пришло на мысль, что можно оправдаться от упреков в безжизненности моих трудов по описанию церквей, правда, когда пишешь такие истории, как бы уходишь от современной жизни и живешь старою пылью отошедших веков. Но что мешает смотреть на старину как на своего времени жизнь; откапывая старый мусор, отыскивать и восстановлять по ним следы былого, пережитого и перечувствованного. Москва славится своим обилием храмов и считается сердцем России, центром ее религиозно-нравственной жизни, но кто их создал: настоящее поколение или нет? Теперь не могут создать одного храма в молитвенную память Царя-Освободителя (храм св. Александра Невского на Миусской пл. - В.К.). Живой струны во всем народе нет. Если устраиваются отдельные храмы частными лицами, то не народом, и живая ли вера создает их, или что иное?».

Многие годы занимаясь архивной работой, о. Николай составил внушительный по объему указатель-справочник архивных материалов Московской Св. Синода конторы, вышедший в 1911-1914 гг. двумя выпусками. Этот ценнейший плод многолетних трудов историка объемом более тысячи страниц современники называли «особенно ценным и бессмертным трудом, без которого не обойдется ни один исследователь церковной старины г. Москвы и Московской епархии». Работе была присуждена Обществом истории и древностей Российских при Московском Университете премия им. А.П.Бахрушина. Действительно, труд Н.А.Скворцова был настоящей энциклопедией церковной жизни Москвы и епархии за XVIII в.

Трудолюбие и работоспособность Н.А.Скворцова были поразительны, хотя его научная деятельность не приносила семье дохода. Его работы регулярно появлялись в МЦВ, ЧОЛДП, «Христианине», «Новом времени», в других периодических изданиях. С 1900 по 1917 г. Н.А.Скворцов двенадцать раз выступает с докладами и научными рефератами на заседаниях ЦАО: «Жития преп. Саввы Сторожевского» (1907), «Новый труд по описанию Костромской старины» (1909), «О Св. благоверной княгине Анне Кашинской» (1909), «О кресте с колокольни Ивана Великого» (1911), «О способах увековечения в прежнее время русских побед и памяти павших на брани воинов» (1915) и др.

8 декабря 1910 г. он читает в большом зале Епархиального дома в Лиховом пер. лекцию "«Архитектура старинных московских церквей», желая «возбудить внимание к московской старине, показать в ней свет, жизнь, выяснить, что и нашим предкам, как и нам, не чуждо было чувство прекрасного, и как они его понимали и выражали». Обращаясь к собравшейся аудитории, он сетует на равнодушие к родной старине части московского общества: «Москвичи, бывая в древних русских городах и местах, найдут нужным осмотреть музеи и галереи, Москву же почти не знают, а московскою стариною интересуются более всего иностранцы и приезжие русские, но не природные москвичи. Многие из последних расскажут Вам, где какая улица, памятник, храм в Риме, Флоренции, Париже, Лондоне, а в Москве не знают названия храмов, многих не видали, не бывали в Историческом музее, музее П.И.Щукина. Третьяковской галерее, даже Кремль как памятник старины москвичам мало знаком» (НИОР РГБ. Ф.275). Ситуация, кстати, напоминает нам и сегодняшнюю.

25 января 1911 г., в том же Епархиальном доме Н.А.Скворцов выступает с докладом «К вопросу о постройках шатровых церквей» в связи с намерением Московской церковной комиссии по устройству празднования исторических событий 1612, 1613 и 1812 гг. (членом которой был Н.А.Скворцов) построить епархиальную больницу с шатровым храмом. В состав Комиссии входили известные церковные и светские деятели: епископ Серпуховской Анастасий, протопресвитер Успенского собора Н.А.Любимов, протоиерей храма Христа Спасителя В.С.Марков, секретарь ОЛДП Н.П.Розанов, профессор Д.В.Цветаев и др. Комиссия занималась подготовкой к изданию жизнеописаний и творений патриарха Гермогена, картин о событиях Смуты XVII в., историко-мемориальных описаний храма Христа Спасителя и Бородинского монастыря. Здесь обсуждались вопросы разработки церемоний юбилейных августовских торжеств в 1912 г. в Москве, а также организация подобных торжеств в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

В преддверие юбилея Отечественной войны 1812 года Н.А.Скворцов публикует документальные работы, связанные с состоянием московских храмов в 1812 г.

Последний крупный труд Н.А.Скворцова по истории Церкви (аннотированный справочник по архивным материалам, касающимся духовенства XVII в.) был опубликован в 1915 г. в ЧОЛДП, и отдельной книгой - в 1916 г. В связи с научными изысканиями о.Николая упомянем также его работы по написанию биографий духовенства для Биографического словаря и по некрополю князей Куракиных (рукопись в НИОР РГБ).

О.Николай был известным педагогом, значителен его вклад в развитие церковно-приходских школ (преподавал с конца 1880-х гг.). Велика заслуга ученого-священника в становление москвоведения в стенах уникального учебного заведения - МАИ. Этот институт был одним из ведущих центров по подготовке специалистов в области церковной археологии, музейного дела и архивоведения. Именно в этом новом московском учебном заведении была организована первая кафедра истории и топографии Москвы, и стал формироваться Археологический музей им. И.Е.Забелина. На эту кафедру в январе 1912 г. был приглашен Н.А.Скворцов. В 1913 г. был издан его объемный курс лекций «Археология и топография Москвы», сохранилось также несколько рукописных лекций в личном фонде ученого (НИОР РГБ. Ф.275). В одной из них «И.Е.Забелин как историк Москвы» (февраль 1909 г.) личностное отношение лектора к судьбе Москвы в послепетровское время хорошо передают следующие слова лекции: «Ее (Москвы - В.К.) слава померкла с Петра I. На Москву при новых веяниях и новые люди стали смотреть пренебрежительно, как на старый город, считая старое и дурное синонимами. Но сами москвичи продолжали любить Москву». Еще одна лекция (1911 г.) - «Важность изучения истории и археологии Москвы. Вступительная, пробная лекция», видимо, начинала институтский лекционный курс. В ней Н.А.Скворцов дает обзор изучения церковной археологии начала XX в. в археологических институтах, духовных семинариях, исторических и археологических обществах, комитетах и комиссиях и говорит, что нет системы в изучении Москвы: «Изучение Москвы должно быть поставлено на новый, более надежный путь вне зависимости от желаний отдельных лиц и интересов минуты». По его мнению, имеется много работ по истории Москвы, которые далеко не всем известны. Кроме того, в старой литературе собралось немало басен и ложных сведений, из-за которых очень трудно разглядеть истину: «Получилась толстая и темная завеса преданий и сказаний, заслонившая фактическую историю Москвы. В эту темную область историку нужно внести свет очищающей критики, библиография Москвы не собрана и не издана. Сырые материалы появляются постоянно, и в архивах имеется масса их. Одни нужно обработать, другие извлекать из мрака на свет».

Исключительную важность имеет опубликованный курс лекций Н.А.Скворцова «Археология и топография Москвы» - первое учебное пособие по москвоведению. Здесь много внимания уделено самым разным источникам и историографии. Топография Москвы, по Н.А.Скворцову, «имеет задачею исследовать, когда и кем заселены входящие в состав ее местности, когда образовались улицы, площади, переулки, определить причины и смысл их названий, проследить судьбу наиболее замечательных зданий и т.п.». Н.А.Скворцов достаточно строго относится к народным преданиям, наполнявшим описания и путеводители Москвы XVIII-XIX вв.: «Забыв работавших и живших целою слободою в былое время палачей, народная фантазии обратила название местности, где они жили, в "Палаши" и стала объяснять происхождение этого названия от приготовления будто бы здесь палашей; из Блинников или Блинщиков создались, таким образом, Клинники и даже Кленники; из торговцев луком, лучников, мастера древнего оружия - луков, из речки Капли, у которой поставлен храм Св. Троицы, Капельки, т.е. будто бы капли водки, утаенные кабатчиком и употребленные на постройку этого храма, из Пыжова полка - пыжи для затыкания ружей, из Барашей - Барыши, из Кобыльского - Ковыльское».

Большая часть скворцовского курса лекций - это детальное изложение истории практически всех храмов, монастырей и гражданских зданий Московского Кремля. В своих лекциях отец Николай постоянно акцентирует внимание на изменении облика памятников, обстоятельствах и причинах разрушения храмов и палат: «В XVIII-XIX веках на многие старинные здании стали смотреть как на ненужную ветошь, на месте старого воздвигли здесь новое, согласно новым условиям и потребностям жизни, хотя новое можно бы устроить и в других местах без ломки старого». Да и о современном состоянии московской стариныН.А.Скворцов в лекциях отзывается довольно скептически.

В 1914 г. после 22-летнего священства в Георгиевской на Красной горке церкви Н.А.Скворцов был переведен настоятелем в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. В нелегкие годы Первой мировой войны о. Николай продолжал активно заниматься и церковно-общественной деятельностью, в первую очередь, руководить ЦАО, читать лекции в МАИ, работать в архивах и издавать свои архивные указатели по храмам и духовенству Московской епархии.

Святодуховский храм стал последним в священнической деятельности и земной жизни о. Николая, а Лазаревское кладбище - местом его упокоения. Все произошло в страшный и для России 1917 г., февраль которого положил начало ниспровержению веками установленного порядка и разгулу самых темных сил. Ограбления храмов стали обыденным явлением (прежде это были исключительные случаи).

О трагедии на Лазаревском кладбище известно много. Около трех часов утра в ночь с 14 на 15 июня 1917 г. семья была разбужена стуком в дверь. Отец Николай открыл дверь, и тут же был зарублен грабителями. Так же была смертельно ранена и жена Николая Алексеевича матушка Евгения, она скончалась через несколько часов. Дочери - Зинаида и Лидия, успели запереться изнутри и стали звать помощь в форточку и стрелять из браунинга. Трое грабителей-убийц были вскоре пойманы, они оказались бывшими каторжниками. Их отвезли в Таганскую тюрьму, перед воротами которой вскоре собралась многотысячная толпа, требовавшая выдать убийц для самосуда. Бог сурово покарал убийц священника. Один из сосланных по приговору на каторгу грабителей вскоре скончался, а остальные двое были убиты при попытке к бегству.

Отпевание Н.А.Скворцова и его супруги Евгении в его родной церкви на Лазаревском кладбище совершал преосвященный Иоасаф (Калистов), управляющий Московской митрополией, с многочисленным духовенством при громадном стечении прихожан и богомольной Москвы. Супруги были похоронены рядом возле южной стены храма, а вскоре на средства прихожан на их могиле был установлен гранитный памятник.

30 июня 1917 г. в Князе-Владимирской церкви Епархиального дома в Лиховом пер. синодальным ризничим Арсением (известным церковным историком Л.Денисовым) с протоиереем Н.И.Соколовым была совершена панихида по убиенном Н.А.Скворцове, бывшем председателе ЦАО. Церковный историк протоиерей С.В.Страхов сделал сообщение «О трудах о. протоиерея Н.А.Скворцова по истории Москвы и Московской епархии» («Московский церковный голос». 1917. №15). Вспоминали Н.А.Скворцова в годовщины его гибели и в Комиссии «Старая Москва» уже в 1920-е гг.

Пастырь-мученик не дожил совсем немного до мрачных времен гонений. Были закрыты церковные общества и церковно-научные учреждения, где в течение многих лет работал Н.А.Скворцов, на многие десятилетия прекратились публикации церковно-исторических трудов, начались репрессии против Церкви и духовенства, были разрушены многие десятки московских храмов и монастырей. Историк уничтоженных храмов старой Москвы, возмущавшийся переделкой и перестройкой церковной старины, не узнал бы Первопрестольную. Уже через пять лет после его смерти были снесены храм Введения на Лубянке, где псаломщиком служил отец Николая Скворцова. Среди снесенных храмов - и Тихвинский в Лужниках, и Георгия на Красной горке, помнящие священство в них о. Николая. Уничтожено было Лазаревское кладбище, и прах отца Николая и матушки Евгении перезахоронили на Ваганьковском кладбище.

Значимость творческого наследия Н.А.Скворцова - в том, что все его труды созданы на основе неопубликованных больших массивов церковных архивов, что он сопоставляет архивные документы с печатными источниками, что для них характерно объективное изложение материала. Те же принципы ученый положил и в основу деятельности руководимого им ЦАО ОЛДП, сотрудники которого внесли огромный и еще недооцененный вклад в церковное москвоведение.

Труды Н.А.Скворцова - великолепный источник для изучения изменения облика Москвы, истории монастырских, приходских и домовых храмов, истории устройства кладбищ, развития церковного искусства, в том числе и прикладного, в них собраны сведения о почитании св. мощей, о крестных ходах, о положении духовенства и многом другом, что представляет исключительный интерес для современного церковного москвоведения.

Библиография:
Впервые изучение документального наследия Н.А.Скворцова было предпринято в дипломной работе Е.Г.Авшарова, выполненной под науч. руководством С.О.Шмидта в 1972 г.
Козлов. В.Ф. Скворцов Н.А. Историки и краеведы Москвы. Некрополь: Биобиблиогр. справ. /Ред.-сост. Л.В.Ивановой. М., 1996. С. 140-141;
Он же. «Неутомимый исследователь московской церковной старины». Николай Алексеевич Скворцов. 1861-1917. //Краеведы Москвы. (Историки и знатоки Москвы): Сборник /Сост. Л.В.Иванова, С.О.Шмидт. М., 1997. С.171-195;
Он же. Скворцов Николай Алексеевич // Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Кн.4. М., 2012;
Он же. Выдающийся церковный историк-москвовед. О протоиерее Николае Алексеевиче Скворцове (1861-1917) // Московский журнал. История государства Российского. 2017. №7 (319). С.2-18.