Спецкурсы:

Архитектура Москвы и Подмосковья

Изучение особенностей архитектурного процесса на территориях Москвы и Подмосковья является составной частью изучения культурного развития этого региона и предоставляет возможность более глубокого понимания характерных черт историко-культурного наследия московских территорий.

Курс предназначен для студентов специализации «Краеведение и исторический туризм».

Цель курса — дать студентам широкое представление об основных направлениях и этапах развития московской архитектуры, выявить специфические черты местной архитектурной традиции.

Задачи курса — рассмотреть важнейшие тенденции архитектурного развития Москвы и Подмосковья, дать характеристику основных этапов в истории московской архитектуры, проанализировать наиболее значительные архитектурно-градостроительные мероприятия, проводившиеся на этих территориях, познакомиться с историей создания архитектурных памятников и ансамблей, на конкретных примерах изучить архитектурные особенности памятников церковного, крепостного, гражданского зодчества, выявить наиболее значимые с точки зрения экскурсионно-туристического использования архитектурные памятники и архитектурно-градостроительные комплексы Москвы и Подмосковья.

В рамках курса рассматриваются предпосылки и условия возникновения московской архитектурной традиции, основные черты, присущие московскому зодчеству на различных этапах его развития (от раннемосковского периода до второй половины ХХ в.), главные тенденции в развитии гражданского и церковного зодчества, история архитектурно-градостроительного развития Москвы в целом, и отдельных городских территорий, в частности, особенности формирования архитектурных ансамблей уездных городов, монастырских и усадебных комплексов, история создания отдельных архитектурных ансамблей и памятников зодчества на территории Московского региона, а также этапы творческой биографии московских зодчих.

Курс читается в объеме 24 лекционных часов.

Формы отчетности: контрольная работа, зачет.

Историческое краеведение

Выявлению и раскрытию особых черт того или иного места, объекта и персоналий, повороту в практическое русло традиций и тенденций регионального развития широко способствует историческое краеведение. Оно является частью исторической науки и выполняет важные функции: изучает общие закономерности развития общества, учитывая при этом многообразие локальных исторических условий, все особенности, вносимые конкретным творчеством народа.

Курс «Историческое краеведение» предназначается для студентов, обучающихся по специальностям «История», «Историко-архивоведение», «Музеология».

Объект курса — местная история (историческое краеведение), иными словами, «место», «край» и прочие локусы, в смысловых границах которых и заложен феномен духовно-личностного бытия.

Предметом курса является познание местной истории и теоретико-методическая база ее изучения. Основное внимание уделяется локальным проявлениям истории культуры (историко-культурному наследию), методическим принципам и подходам в исследовательской практике этой сферы. Социокультурный аспект различных местных проблем рассматривается практически в каждой теме.

Курс включает темы: история дворянской усадьбы, городские и сельские некрополи, церковные институты, культура различных сословных групп (крестьянства, дворянства, купечества), история городов, селений, усадеб, производственных структур, центров народных промыслов, уникальных историко-культурных территорий, историко-этнических образований и т.п.

Цель курса — сформировать у студентов целостное представление об историческом краеведении, как инструменте формирования исторического сознания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного и природного наследия.

Задачи курса:

— овладение знаниями об истоках, условиях формирования и актуальных направлениях в исследованиях исторического краеведения;

— освоение общенаучных принципов и методики, необходимых для изучения местной (локальной) истории (особо — в социокультурной сфере), а также для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской практики в музеях, учреждениях, занимающихся экскурсионно-туристической деятельностью, научных краеведческих центрах;

— приобщение студентов к разработке краеведческих исследований, связанных с государственными программами по выявлению и сохранению культурного и природного наследия.

Прослушав курс, студенты должны ориентироваться в актуальных направлениях историко-краеведческой проблематики, профессионально использовать понятийный аппарат и методику исследований, уметь работать с научной литературой и источниками из смежных отраслей знания (археологии, этнографии, топонимики, культурной антропологии и др.).

Курс представлен в объеме 32 ч. , из которых 24 ч. отводятся на лекции и 8 ч. — на семинарские занятия.

Форма отчетности — контрольная работа, зачет.

История и современная организация экскурсионного дела

Дисциплина предназначена для студентов специализации «Краеведение и исторический туризм». Тематически курс делится на три части: вводную, «История отечественной экскурсионной школы», «Современное состояние и организация экскурсионного дела».

Цель курса — познакомить студентов с историей становления и развития отечественного экскурсионного дела, дать четкие представления об организационных особенностях экскурсионно-туристической деятельности в предшествующий период и на современном этапе.

Задачи курса — изучить основные этапы истории экскурсионного дела в России, выявить специфические черты отечественной экскурсионной школы, проанализировать различные подходы к организации экскурсионно-туристической деятельности и формы организации экскурсионного дела, преобладавшие в тот или иной период его развития, познакомить с особенностями современного этапа, с основными формами управления экскурсионно-туристической сферой и со спецификой создания и деятельности современного туристско-экскурсионного предприятия.

Материал курса дает возможность изучить общие методологические подходы к исследованию истории и современной организации отечественного экскурсионного дела, ввести основные понятия («экскурсия», «экскурсионное дело», «экскурсионно-туристическая деятельность», «туризм», «историко-культурный туризм», «отечественная экскурсионная школа», «экскурсионный метод» и проч.) рассмотреть проблему феномена экскурсии, ее сущности, видовых признаков, дефиниций, определить место экскурсии, экскурсионного метода в подготовке историков-краеведов, в практической краеведческой деятельности и в научном краеведческом исследовании, познакомиться с отечественным опытом экскурсионной работы, накопленном на протяжении полутора столетий (со второй половины XIX в. до настоящего времени).

Курс преподается в объеме 40 часов, из них 30 часов лекционных и 10 часов семинарских занятий.

Формы отчетности: контрольная, коллоквиум, экзамен.

История Москвы и Подмосковья

Курс является базовым для студентов специализации «Краеведение и исторический туризм» и предполагает комплексное знакомство с историей и культурой Московского региона.

Цель курса — познакомить студентов с особенностями исторического, социокультурного и социоэкономического развития Москвы и прилегающих к ней территорий.

Задачи курса проанализировать основные направления в изучении Москвы и Подмосковья, дать представление об общем ходе исторического развития Московского региона, рассмотреть особенности формирования территорий Москвы и Подмосковья, их административно-территориальное деление, историческую демографию и современную структуру московского населения, выявить главные тенденции экономического развития этих территорий, проанализировать особенности духовно-культурного наследия региона, охарактеризовать специфику развития столичного центра, уездных городов, усадебных и монастырских комплексов, познакомить с объектами историко-культурного и природного наследия Московского региона.

Курс состоит из лекционной части и семинарских занятий, которые предполагают самостоятельную работу студентов по темам, предложенным для семинарских докладов, и в рамках вопросов, вынесенных для обсуждения, кроме того, студенты представляют самостоятельно разработанные проекты экскурсий по различным территориям Подмосковья.

Курс рассчитан на два семестра в объеме 50 лекционных часов и 24 семинарских часов.

Формы отечетности: контрольная работа, тесты, зачет, экзамен.

Музеи и библиотеки

Курс «Музеи и библиотеки» является одной из общеобразовательных дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 020800 «Историко-архивоведение».

Цель курса — систематическое ознакомление студентов с историей, современной организацией и основными направлениями деятельности музеев и библиотек.

Задачи курса — освоение студентами ведущих концепций, методов, понятийного аппарата музееведения и библиотековедения; изучение исторического опыта создания и деятельности музеев и библиотек; овладение знаниями о структуре и формах работы современных музеев и библиотек.

Изучение студентами теоретической базы музейного и библиотечного дела и опыта функционирования музеев и библиотек способствует формированию интегрального знания о документных институтах общества. Значимость данного курса определяется тем, что музеи и библиотеки наряду с архивами играют ведущую роль в сохранении культурного наследия. Курс «Музеи и библиотеки» содействует подготовке современного историка-архивиста как специалиста широкого гуманитарного профиля.

Студент, прослушавший курс «Музеи и библиотеки», должен знать:

— значение музеев и библиотек в системе культуры;

— социальные функции музеев и библиотек;

— типы и виды музеев и библиотек;

— основные свойства музейных предметов;

— историю музейного и библиотечного дела в России;

— основные направления деятельности музеев и библиотек;

— справочно-библиографический аппарат библиотеки;

— историю частного коллекционирования в России;

— роль новых информационных технологий в музейном и библиотечном деле;

— экспозиционно-выставочную деятельность музеев и библиотек.

Курс рассчитан на 30 часов, в том числе 20 часов лекционных и 10 часов семинарских занятий.

Формы отчетности — контрольная работа, зачет.

Памятники истории и культуры и их охрана

В настоящее время, когда остро стоят проблемы возрождения духовной культуры, когда наблюдается неослабевающий интерес к историческому прошлому, изучение и сохранение памятников выдвинуты в число важнейших научных и педагогических задач. Культурное наследие является тем необходимым «предметным» рядом, без которого невозможно познание культуры.

Современный уровень знаний диктует новые подходы к определению понятия «культурное наследие». Ныне это понятие трактуется широко, в него входят не только материальные единичные объекты, но и ансамбли, исторические ландшафты, крупнейшие библиотечные и архивные собрания, а также традиционные технологии и специфические формы хозяйствования.

Предмет курса — проблемы изучения культурного наследия, рассмотренные в широкой исторической ретроспективе. Очевиден междисциплинарный характер этой дисциплины, она тесно взаимосвязана с историческим краеведением, региональной историей, «усадьбоведением» и вспомогательными историческими дисциплинами.

Объект курса — памятники различных видовых групп, составляющие понятие «культурное наследие». Акцент будет сделан на «недвижимых» памятниках — архитектурных, исторических, археологических объектах, памятниках монументального искусства.

Цель курса — освоение студентами системы знаний междисциплинарного уровня об изучении и сохранении культурного наследия России.

Задача курса — изучение основных этапов формирования научных представлений о культурном наследии, специфике его изучения и сохранения в исторически конкретные периоды.

В курсе предусматриваются темы, освещающие методологию, терминологический аппарат, основные категории , а также историю становления и развития государственной системы охраны наследия, основные направления его изучения в исторически конкретных ситуациях. Большое внимание уделяется характеристике источниковой базы, в том числе архивных фондов.

В результате освоения курса студент должен знать:

— научные подходы к определению понятий «наследие», «памятник»;

— характеристики таких научных категорий как «исторический источник-памятник», «памятник — культурный текст эпохи»;

— этапы сохранения культурного наследия России, рассмотренные в широких хронологических рамках;

— международные и отечественные нормативные документы по сохранению культурного наследия.

Курс рассчитан на 30 часов, из которых 20 отведены на лекции, 10 — на практические занятия.

Форма отчетности — тестирование.

Региональная история России

Региональная история — часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов.

Курс рассчитан на студентов специальностей «историко-архивоведение», «история», «документоведение и документационное обеспечение процессов управления» дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Предметом курса является изучение процессов формирования, развития и функционирования территориальных, социоэкономических и социокультурных систем России.

Цель курса — освоение студентами последовательного хода социоэкономического и социокультурного формирования определенной пространственной структуры России, основных закономерностей её развития в связи с конкретными историческими условиями.

Задача курса — формирование у студентов конкретного представления о региональной истории России, где каждая область и край, имея определённую специфику, обладают единством и целостностью составляющих ее элементов.

Изучив курс, студент должен знать: этапы, особенности и результаты социоэкономического и социокультурного развития регионов России и сопредельных государств; основные историко-краеведческие центры региона; ориентироваться в региональной источниковой базе и историографии; анализировать труды по отечественной регионалистике с точки зрения не только конкретного содержания, но и концептуальных установок.

Курс включает лекционные и семинарские занятия.

Форма отчетности контрольная работа, экзамен («историко-архивоведение», «история»), зачет («документоведение и документационное обеспечение процессов управления»).

Рукописные собрания музеев и библиотек

В настоящее время, когда остро стоят проблемы возрождения духовной культуры, когда наблюдается неослабевающий интерес к историческому прошлому, изучение многообразного комплекса письменных источников выдвинуто в число задач, стоящим перед историком-архивистом.

Курс «Рукописные собрания музеев и библиотек» предполагает освещение той стороны деятельности указанных учреждений культуры, которая до сих пор не была предметом изучения для специальности «историко-архивоведение». Очевидно, однако, что изучение этой дисциплины позволит студентам составить более полное представление о Государственном архивном фонде; поможет им лучше ориентироваться в нем; представит музеи и библиотеки не только как публичные учреждения, но и как хранилища документальных памятников.

Цель курса — оставить у студентов понятия о рукописных фондах музеев и библиотек; научить ориентироваться в их многообразии.

Задача курса изучение состава и содержания рукописных фондов: их специфики и способов использования.

В результате освоения курса студент должен знать:

— Примерный состав рукописных фондов крупнейших библиотек;

— Принципы формирования рукописных фондов разнопрофильных музеев;

— Источники поступления в рукописные фонды музеев и библиотек;

— Состав частных коллекций, вошедших в собрание крупнейших музеев и библиотек.

Курс рассчитан на 26 часов, из которых 20 часов лекции, 6 часов семинары.

Формы отчетности: контрольная, реферат, экзамен.

 

Топонимика

Активное развитие краеведения, происходящее в последнее десятилетие, вызывает к жизни необходимость разработки углубленной научной базы всего круга дисциплин, соприкасающихся с краеведением и региональной историей. Одной из таких дисциплин является историческая топонимика, традиционно считающаяся вспомогательной или специальной исторической дисциплиной. Знание топонимики также является необходимым в архивной, музейной и, особенно, экскурсионной работе.

Курс читается студентам II курса дневного отделения Факультета архивного дела, специализации «Краеведение и исторический туризм».

Цель курса — дать студентам комплексное представление о развитии исторической топонимики в России с древнейших времен до XX в., показать механизм формирования топонимов и их генезис на протяжении столетий.

Задачи курса представить полную библиографию вопроса, в том числе указать на новые издания, опубликованные в последнее десятилетие, дать общее понятие о топонимике, охарактеризовать ее место в кругу сходных дисциплин, дать представление об общих законах формирования топонимов, представить обзор гидронимов и топонимов России.

В рамках курса особое внимание уделяется внутригородской топонимике — происхождению названий улиц, урочищ, районов, и тесной связи топонимов с историческим развитием городов.

В результате освоения курса студент должен знать:

— Основную библиографию вопроса.

— Основные принципы формирования топонимов.

— Своеобразие исторических судеб русской топонимики

— Взаимосвязь городской топонимики с историей городов, их географическим, экономическим и социальным обликом

Курс рассчитан на 16 лекционных часов.

Форма отчетности — зачет.

Усадьбоведение

Курс «Усадьбоведение» предназначен для студентов специализации «Краеведение и исторический туризм».

Предмет курса — русская усадьба в различные периоды истории России; ее эволюция, которая всегда была связана как с ходом исторического процесса, так и с конкретными выразителями этого процесса, т.е. владельцами, показателем умонастроений которых и является этот историко-культурный феномен.

В усадьбах Московского региона наиболее ярко отразились закономерности развития усадебной культуры в целом, которая изучается как целостное явление, историко-культурный феномен, основными аспектами которого являются художественная, историко-антропологическая, бытовая грани. Эволюция московской городской усадьбы имеет ряд особенностей, связанных с ее бытованием в системе городской застройки.

Цель курса — формирование у студентов интереса к усадьбе не только, как к памятнику истории и культуры, но и как к историческому источнику, который может быть прекрасной иллюстрацией к историческим процессам, проходившим в России. Курс призван выявить закономерность процессов, влияющих на русскую усадьбу, показать, каким образом ход истории нашел отражение в усадебной культуре, а также сформировать у студентов активную позицию по сохранению историко-культурного достояния, основанную на глубоком знании такого уникального явления отечественной культуры как мир русской усадьбы.

Задачи курса — дать системные знания об основных закономерностях развития усадебной культуры, об особенностях складывания усадеб, владельцы которых сыграли значительную роль в истории России, охарактеризовать отдельные грани этого многоликого явления, опираясь на конкретный материал по уникальным объектам Москвы и Подмосковья.

Данный курс построен на анализе литературных и архивных отечественных и зарубежных источников, научных публикаций. Своеобразие курса состоит в том, что изучение теоретического материала сочетается с натурным осмотром усадеб Москвы и Подмосковья.

Спецкурс рассчитан на 40 часов, из которых 30 приходятся на лекции, 10 — на практические занятия.

Форма отчетности — зачет.

Экскурсионные маршруты по Москве

Лекционно-семинарский курс «Экскурсионные маршруты по Москве» рассчитан на студентов, специализирующихся по москвоведению.

Предмет курса — наиболее востребованные экскурсионные маршруты по Москве как пешеходные, так и автобусные.

Цель курса — подготовить студентов к практическому проведению экскурсий; привить им навыки работы с экскурсантами, а также познакомить с методикой проведения экскурсии.

Задачи курса — привить студентам навыки экскурсоведения, а также составления маршрута экскурсии и ее текстовой части.

Курс делится на лекционную и практическую части.

Лекционная часть курса — детальный разбор наиболее «употребляемых» экскурсионных маршрутов, что включает в себя: выбор зрительного ряда, логическая связь между объектами, «ввод в тему», «выход из темы». На семинарах (в аудитории) студенты готовят и «защищают» выбранные ими экскурсионные темы, обосновывают маршруты (с учетом современного транспортного движения в г. Москве), рассказывают «текстовую» часть экскурсий.

Практическую часть курса — составляют подробные пешеходные экскурсии по городу, различных видов экскурсий: историческая (например «Смутное время в Москве конец XVI — начало XVII вв.»); литературная (например «А.С. Пушкин в Москве», «Москва в судьбе Марины Цветаевой»); архитектурная («Архитектура XVIII века», «Творчество В.И. Баженова и М.Ф. Казакова»).

Предполагается, что на занятиях студентами будут использоваться знания, полученные на лекциях по истории России, истории искусств, москвоведению, охране памятников.

Курс рассчитан на 32 часа аудиторных занятий: 8 часов лекций и 24 часа семинаров.

Форма отчетности — доклад, зачет.

Спецкурс «История и культура Русского Севера»

Преподаватель: к.и.н. С.И. Добренький

Спецкурс посвящен раскрытию специфики историко-культурного развития Русского Севера преимущественно в Новое время. Особый акцент делается на культурных особенностях и традициях духовной жизни населения региона. В качестве самобытных центров культуры рассматриваются как сельские поселения, так и города Севера России.

Спецкурс «Москва в творчестве А.С. Пушкина»

Преподаватель: д.и.н., профессор, академик РАО С.О. Шмидт

Задача спецкурса дать студентам представление о Москве пушкинской эпохи, познакомить их с жизнью поэта в Москве и с памятными местами, связанными с пушкинской традицией в истории Москвы. В рамках спецкурса изучаются памятники А.С. Пушкину в Москве, история пушкинских юбилеев и создания музеев поэта, рассматривается московская пушкиниана.

Спецкурс «Москва многонациональная»

Преподаватель: к.и.н. Д.Б. Логашова

Спецкурс «Москва многонациональная» посвящен изучению истории формирования Москвы как многонационального города с момента основания и до настоящего времени.

В рамках спецкурса рассматривается демографическая, национальная и социологическая характеристика населения Москвы, анализируются этнические и конфессиональные особенности представителей отдельных народов — жителей Москвы.

Спецкурс имеет целью познакомить студентов с национальной политикой Правительства Москвы, направленной, на формирование гражданской солидарности, содействие процессам межэтнической солидарности, органичного сочетания общегосударственных интересов и этнокультурных потребностей москвичей, а также систематизировать знания студентов по национальным и демографическим проблемам многонационального мегаполиса Москва.

Спецкурс «Охрана памятников истории и культуры в Москве на рубеже ХХ-XXI веков».

Преподаватель: кандидат искусствоведения Н.Е. Третьякова

Спецкурс «Охрана памятников истории и культуры в Москве на рубеже ХХ-XXI веков» посвящен проблеме сохранения культурного наследия столицы.

Актуальность данного спецкурса состоит в том, что конец столетия совпал с невиданными темпами реконструктивных и строительных работ в Москве, с бурным развитием предпринимательства, с возведением крупных деловых и торговых центров. В современных условиях задача сохранения историко-культурного наследия, которое является национальным достоянием, существенно усложняется.

Цель спецкурса — обозначить основные направления в области охраны объектов культурного наследия, рассмотреть наиболее удачные примеры сохранения памятников (проведение реконструкции и реставрационных работ).

Задача спецкурса — познакомить студентов с тем, какие меры принимаются для сохранения исторического облика столицы, с основными Федеральными законами об охране памятников, а также с деятельностью Главного Управления охраны памятников Москвы (Москомнаследием), с изданными в последнее время книгами по проблеме охраны памятников в Москве.

Cпецкурс «Сады и парки Москвы и Подмосковья»

Преподаватель: к.и.н., доцент А.Г. Смирнова

Спецкурс посвящен истории развития садов и парков Москвы и Подмосковья в различные исторические эпохи. Московские и подмосковные сады и парки рассматриваются в контексте общего развития садово-паркового искусства в Европе и России как одна из составляющих отечественной культуры и одновременно как объект краеведческого изучения.

Целью спецкурса является ознакомление студентов с семантикой понятия «сад», с типологией и функциональным назначением садов, с художественными особенностями монастырских, усадебных (городских и сельских), общественных и прочих садов и парков Москвы и Подмосковья. Изучение материала спецкурса построено на привлечении конкретно-исторических сведений о царских садах в Кремле, Измайлово, Коломенском, об усадебных садах Кускова, Архангельского, Останкина, Нескучного, Поречья, Середникова и других, о Ботаническом саде МГУ, об Александровском саде и Национальном парке «Лосиный Остров».