НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ 305-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА (1711-1765)
20 ноября 2016 г.

20 ноября 2016 г. СКР, МКО совместно с Заиконоспасским мужским монастырем провели мероприятие, которое имело общероссийское звучание, хотя связано было непосредственно с исторической топографией Москвы. Научно-просветительный вечер, посвященный 305-летию со дня рождения великого русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765), прошел в Заиконоспасском монастыре на следующий день после юбилейной даты (19 ноября - 8 ноября по ст.ст.). Интерес москвоведов к ломоносовской теме не случаен. Уроженец Русского Севера (родился в д. Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии), М.В.Ломоносов начал свой путь в науку именно в Москве на ул. Никольской в Славяно-греко-латинской академии, размещавшейся в Заиконоспасском монастыре, куда был зачислен в 1731 г. В январе 1736 г. в числе 20 учеников академии Ломоносов был направлен в Санкт-Петербург для продолжения обучения при Академии наук. Так же как имя ученого принадлежит мировой и российской науке, принадлежит оно и Москве. И москвичи чтут это имя: его носит Московский государственный университет, созданный при активном участии Ломоносова , еще некоторые образовательные и научные учреждения, в том числе, Московская государственная академия тонкой химической технологии, гимназия №1530 - «Школа Ломоносова» в Сокольниках (с музеем М.В.Ломоносова), где проходят Ломоносовские чтения, Музей М.В.Ломоносова РАН, в Москве есть Ломоносовский проспект, памятники ученому, на месте бывших зданий Славяно-греко-латинской академии установлена мемориальная доска.

Юбилейный Ломоносовский научно-просветительный вечер проводится краеведами совместно с Заиконоспасской обителью уже во второй раз. Первый был организован в декабре 2011 г. в связи с 300-летним юбилеем великого ученого. СКР и МКО с Заиконоспасским монастырем связывают тесные дружеские отношения, основанные на взаимном интересе к истории Москвы, истории обители и истории тех учебных заведений, которые были связаны с ней и сыграли особую роль в Просвещении Москвы и России.

Ломоносовский вечер начался с заупокойной литии в соборе Заиконоспасского монастыря, затем для его участников была организована небольшая экскурсия по территории и по возрождаемым монастырским зданиям.

В уютном зале, где с сентября 2016 г. проводят «Встречи на Никольской» и другие мероприятия МКО и СКР, перед собравшимися выступил мужской камерный хор Заиконоспасского монастыря «Благозвонница», исполнивший несколько духовных произведений, в том числе на стихи М.В.Ломоносова . Выступление «Благозвонницы» произвело сильное впечатление на участников Ломоносовского вечера.

С приветственным словом к участникам и гостям научно-просветительного вечера обратился насельник Заиконоспасского монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков), очень много сделавший для того, чтобы краеведы получили возможность собираться на свои мероприятия в одном из монастырских зданий.Научную программу вечера предварило вступительное слово председателя СКР и МКО проф. В.Ф.Козлова , говорившего о значении личности М.В.Ломоносова и о востребованности краеведческих и москвоведческих исследований ломоносовской темы, о той роли, которую Заиконоспасский монастырь, основанный еще при царе Борисе Годунове в 1600 г., сыграл в истории и культуре Москвы и России.

Директор музея М.В.Ломоносова при гимназии -«Школе Ломоносова» Л.А.Тимофеева , рассказала о создании музея в 1990 г., о хранящихся в музейной коллекции редких предметах, об изучении жизни и научного наследия Ломоносова учащимися гимназии, о связях гимназии и музея с учебными и научными учреждениями, носящими имя великого ученого и занимающимися ломоносовской темой. С Л.А.Тимофеевой и учащимися гимназии руководство МКО и СКР познакомилось еще 5 лет назад, тогда проф. В.Ф.Козлов провел для гимназической группы экскурсию по ул. Никольской - «улице Просвещения», познакомив их с историей первых отечественных учебных заведений, в том числе и Славяно-греко-латинской академии. Еще одна «ломоносовская» экскурсия для школьников была проведена студенткой специализации «Краеведение и исторический туризм» М.Королевой .

В программу научно-просветительного вечера была включена презентации книги «Новое о Ломоносове: К 300-летию со дня рождения: Материалы и исследования» (М., 2011), вышедшей уже после ломоносовского юбилея 2011 г. Книгу представил один из ее составителей д-р ист. наук, проф. Института истории естествознания и техники РАН И.Н.Юркин , который рассказал не только о содержании издания, но и о научной деятельности М.В.Ломоносова , о его выдающихся заслугах в различных отраслях российской и мировой науки.

Главным редактором «Московского журнала», членом Совета МКО А.Ф.Грушиной была презентована статья петербургской исследовательницы М.Е.Лупановой «Место памяти», опубликованная в ноябрьском номере журнала (2016 г.) и рассказывающая о том, как в разные эпохи хранилась и почиталась память М.В.Ломоносова .

Канд. ист. наук, первый зам. председателя СКР и МКО А.Г.Смирнова в своем докладе «Ученые краеведы и москвоведы - выпускники Славяно-греко-латинской академии и духовного училища Заиконоспасского моанстыря» остановилась на истории возникновения первой русской академии в стенах Заиконоспасского монастыря в 1680-е гг., где уже к этому времени существовали прочные училищные и просветительские традиции, на деятельности этого уникального учебного заведения вплоть до 1814 г., когда Академия была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, на той роли, которую после этого преемственно продолжали играть в московском духовном, да и в светском Просвещении Московская духовная семинария, а затем и духовное училище Заиконоспасского монастыря. В числе ревнителей русского Просвещения и устроителей Академии - знаменитые деятели XVII - начала XVIII в.: Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев , ученые монахи Софроний и Иоанникий Лихуды, Палладий Роговский и др. Особую роль уже в последней четверти XVIII в. - начале XIX в. сыграл ректор Академии митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) (1737-1812), бывший ее выпускником.

Среди многих знаменитых выпускников учебных заведений в Заиконоспасском монастыре были и те люди, кого сегодня можно назвать краеведами, историками местного края и, непосредственно, москвоведами. Выпускниками Академии были митрополит Евгений (Болховитинов) (1767-1837) и Василий Григорьевич Рубан (1742-1795). Митрополит Евгений (Болховитинов) - один из главных основоположников церковного краеведения. Его исследования местной церковной истории в разных епархиях Русской Православной Церкви, до сих пор представляют большой интерес для историков-краеведов. В.Г.Рубана можно назвать «первым московским краеведом» (по выражению замечательного москвоведа Ю.Н.Александрова ). В 1782 г. им был издан подробнейший путеводитель «Описание императорского столичного города Москвы…» - ценнейший топографический и статистический справочник.

К тем, кто внес большой вклад в краеведческое изучение Москвы и Московского края, в развитие церковного краеведения, по праву можно отнести протоиерей Сергея Константиновича Смирнова (1818-1889), профессора, ректора Московской духовной академии, выпускника Заиконоспасского училища. Им были составлены описания многих подмосковных (и не только) монастырей, написаны «Краткий очерк истории Московской синодальной типографии» (1853), «Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры» (1882), и особенно ценно то, что он - автор единственного (вплоть до сегодняшнего дня!) подробного труда «История Московской Славяно-греко-латинской академии» (1855). Выпускником Заиконоспасского училища был и Николай Петрович Розанов (1857-1941), историк, педагог, москвовед. Он состоял членом Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП), был составителем журнала «Воскресные беседы» (с 1897 г.), редактором «Чтений ОЛДП» (в первое десятилетие ХХ в.), в 1920-х гг. он входил в состав Общества изучения Московской губернии, «Пушкинской комиссии», занимался московскими персоналиями, историей и топографией московских улиц и домов. Н.П.Розанов - автор интереснейших «Воспоминаний старого москвича», совсем недавно опубликованных (2004 г.), в которых наряду с самыми разнообразными московскими сюжетами, рисующими повседневную жизнь города и его жителей, Н.П.Розанов передал и свои впечатления о Заиконоспасском училище, о его быте, порядках, учебном процессе, о нравах и занятиях учеников.

Еще одна страница истории Заиконоспасского монастыря была представлена в докладе проф. В.Ф.Козлова «Последние годы существования Заиконоспасского монастыря и приписной к нему церкви Владимирской иконы Божией Матери у Никольских ворот (1920-е - начало 1930-х гг.)», в основу которого были положены архивные данные. Монастырь, столь много давший нашей культуре, духовному и светскому Просвещению, был закрыт практически сразу же после прихода к власти большевиков, став одной из первых жертв нового режима. Монастырский Спасский собор продолжал действовать до 1929 г. как приходской, но в начале 1920-х гг. он был отдан общине обновленцев, возглавляемой Антонином Грановским. Приписанную к монастырю старинную церковь Владимирской Божией Матери, ровесницу Славяно-греко-латинской академии (она стояла на ул. Никольской у ворот Китай-города), снесли в 1934 г.

Но все возвращается постепенно на круги своя: в 1990-е гг. началось возрождение духовной жизни в стенах бывшего Заиконоспасского монастыря, Спасский собор стал Патриаршим подворьем, а в 2010 г. был открыт Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь. С конца 1990-х гг. здесь действуют Высшие Знаменские богословские курсы, училищные и просветительские традиции продолжаются. Свою лепту в культурно-просветительную работу вносят и краеведы, объединенные СКР и МКО.